Основные черты переходного возраста.

В возрасте от 11(12) до 14(16) лет подростки испытывают сложный период в своей жизни – переходный возраст. Другие прилагательные, характеризующие этот возраст – критический, трудный, подростковый. Они в большей степени характеризуют эмоциональную напряженность ребенка, которую он ежедневно испытывает. При этом подросток испытывает и физиологические трудности, связанные с его развитием и взрослением и своеобразным переходом из периода беззаботного детства в эпоху взрослой жизни. Этот переход отражается в эмоциональном, физическом и умственном становлении ребенка как личности. Приходится не только узнать, но и усвоить, понять ряд норм поведения в обществе, понятий морали и нравственности.

Именно в этом заключается важность переходного возраста каждого человека для общества и для окружающих личность людей. Ведь именно этические и моральные установки, полученные в этом возрасте, имеют свое отражение во взрослой жизни. Сопутствующий элемент переходного процесса – «подростковый комплекс». Этот психологический процесс означает острую реакцию подростка на свою внешность и свой внутренний мир. Она выражается в неудовлетворенности в своем внешнем виде и его оценке окружающими, в скромности и противоречащей ее развязности, в неприятии окружающих событий и процессов и острой чувствительности. С одной стороны, ребенок стремится стать авторитетом в глазах сверстников. С другой стороны, ищет себе кумиров для подражания.

Подросток стремиться получить как можно больше интересующей его информации и знаний в разных сферах жизни. Одна из самых острых проблем переходного возраста для ребенка заключается в его половом созревании. Еще больше усугубляет вопрос тот факт, то каждый подросток развивается по-своему, с различной скоростью и интенсивностью. Кроме того, пубертатный период характеризуется эмоциональной нестабильностью человека, проявляющейся в резких сменах настроения и острой реакцией на оценки поступков и внешности подростка. Особо явно эти перемены проявляются в возрасте 11-13 лет у мальчиков и 13-15 лет у девочек.

Следующим важным этапом периода переходного возраста является ступень познания ребенка самого себя и своей роли в обществе. Это означает, что подросток осознанно понимает свои потребности, желания, дает адекватную оценку возможностям. Необходимо отметить тот факт, что результат всех этих процессов непосредственно зависит от мнения и поступков окружающих ребенка людей. Это, в свою очередь, приводит к тому, что оценка у детей может отличаться от реальной, то есть быть завышенной или заниженной. Как известно, развитие мальчиков и девочек на различных ступенях развития происходит по-разному. Это находит свое отражение и в формировании личности.

Так, мальчики не могут адекватно реагировать и подстраиваться под часто изменяющиеся условия реальной жизни. Взамен этого они обладают значительно более широким кругом интересов и способностью отождествлять себя отдельно от общества. Что касается девушек, они более ясно и четко формулируют свои мысли, у них развита речевая деятельность. Сильно развитая чувствительность к происходящим вокруг событиям имеет негативную сторону – девочки воспринимают близко к сердцу всю критику в свою сторону, особенно, если это касается их внешнего вида.

Пубертатный возраст очень противоречив. Вместе с самостоятельностью подростка, проявляемой во всех действиях, ребенок не старается нести ответственности за свои поступки, перелагая это на плечи взрослых. Как уже было сказано, в этот период жизни ребенку очень важно постоянно получать информацию. Поэтому, общение со сверстниками играет большую роль. Вместе с этим, подростку важно осознавать свою принадлежность и роль в группе. Авторитет подростка напрямую зависит от его действия и поступков. Это влияет на поведение в других группах и коллективах. Поэтому, непринятие подростка в одном обществе может стать причиной его замкнутости и закрепощенности.

На Западе широко известны суждения Эрика Эриксона об индивидуальности ребенка как основной черте пубертатного периода. По словам Эриксона, «идентификация или путаница ролей» заключается в постоянной «примерке» того или иного статуса в коллективе. Это влечет постоянные перемены в образе ребенка, в его требованиях и обязанностях. Эта неопределенность может негативно сказываться как на самом ребенке. Так и на его отношении со сверстниками и людьми старшего возраста.

Статус ребенка в период взросления ничем не отличается от его предшествующего статуса школьника. Подросток продолжает сильно зависеть от родителей или опекунов, находится под сильной опекой государства. Одновременно с этим, ребенку нужно пространство для реализации своих идей, мыслей, желаний. Очень часто эта необходимость граничит с восприятием ребенка себя самого как уже состоявшегося взрослого человека. Соответственно, эта черта должна быть признана в обществе, особенно близкими людьми, то есть родителями, сверстниками, учителями и так далее.

Неприятие новой роли подростка может провоцировать конфликты со старшим поколением. Отчасти это происходит в те моменты, когда ребенок проектирует жизнь взрослых на себя и дает оценку как своим поступкам, так и действиям окружающих. Важно отметить такой момент становления личности, как самоопределение и планирование своей дальнейшей жизни. Это напрямую касается образования ребенка. Выбрать продолжение учебы в школе в старших классах или поступить в колледж, техникум или другое среднее специальное заведение. Получать высшее образование в университете или начать зарабатывать деньги.

На решение ребенка влияет мнение взрослых. Поэтому для большого числа подростков этот момент проходит незаметно, ведь родители все решают за свое чадо. Если к времени совершения выбора у ребенка уже сложился характер или, наоборот, он все еще замкнут от своих близких, решение принимает сам подросток. На этот выбор сильное влияние оказывает обстановка в семье. В том случае, если родители не уделяют должного внимания своему ребенку, не оказывают ему необходимой помощи и не интересуются жизнью, подросток становится агрессивно настроенным ко всем окружающим его людям. Соответственно, это влияет и на его характер, и на дальнейшее взаимоотношение в коллективе.

Не стабильность жизни и неуверенность в завтрашнем дне постоянно держит взрослых людей в напряжении и в чувстве тревоги. Само собой разумеется, что это воспринимает ребенок как нормальное состояние. Часто встречаются резкие проявления агрессии у детей по отношению к сверстникам и к взрослым. Наличие подростков, склонных к таким вспышкам гнева, пагубно влияет на других детей в группе. Эти резкие проявления негативных эмоция можно понимать по-разному: кто-то вкладывает в это смысл защиты себя и «своей территории», другие трактуют это как защиту себя от агрессии извне, третьим объяснением может стать стремление завоевания авторитета в глазах окружающих.

На тему проявления гнева и ярости уже написано большое количество трудов многими учеными: Моррисоном, Лорендом, Хорни, Ардри, Фроммом. Все ученые и врачи сходятся на одном мнении: проявлении агрессии должно восприниматься как нормальное выражение детских чувств. Именно эти вспышки негатива являются составной частью пубертатного возраста подростка.

Переходный возраст: 5 советов родителям

Как помочь детям пережить этот период и самим не сойти с ума?

СОВЕТ 1. ПОЙМИТЕ ПРИЧИНУ

Подросток стремится доказать, что он уже не маленький. В ход идет все: непослушание, своеволие, грубость, «взрослые» привычки: сигареты, алкоголь, ночевки у друзей... Чего делать нельзя: отвечать грубостью на грубость, опускаться до скандалов, контролировать каждый шаг.

Как себя вести: доверьте подростку то, чего раньше не доверяли: оплатить счета в банке, заказать покупки по Интернету, выбрать подарок отцу на день рождения... Хочет быть взрослым - пусть разделит с вами взрослые заботы.

СОВЕТ 2. ПРОЯВЛЯЙТЕ ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС

В 13-17 лет у юношей и девушек формируется свой взгляд на мир, своя система ценностей - и этим хочется с кем-то поделиться.

Чего делать нельзя: быть равнодушными, демонстрировать детям, что их мысли и чувства - полная чушь. Как себя вести: разговаривать с детьми, задавать вопросы о его друзьях, увлечениях. Подросток должен понять, что вам не безразлично, чем он живет

СОВЕТ 3. НЕ ДАВИТЕ НА РЕБЕНКА

Слушаться родителей для подростка означает расписаться в своей невзрослости. Вот почему любые советы, а тем более приказы он воспринимает в штыки. Чего делать нельзя: заставлять сына или дочь подчиняться, подвергать наказаниям за ослушание.

Как себя вести: измените тон. Не приказывайте сыну или дочери что-то сделать, а просите и объясняйте, почему это важно. Например, хотите, чтобы он сделал музыку потише, пожалуйтесь на головную боль.

СОВЕТ 4. ЖИВИТЕ ИНТЕРЕСНО САМИ

Претензии вроде «Ты ничего не читаешь! Ничем не интересуешься!» вызывают возмущение подростков: «А ты-то сама?»

Чего делать нельзя: подчинять всю свою жизнь обслуживанию ребенка, забывать о собственных интересах. Как себя вести: подавать пример. Если попрекаете чадо ленью, не сидите сами в четырех стенах: отправляйтесь в поход, в музей.

СОВЕТ 5.

ДЕЛИТЕСЬ ОПЫТОМ

Юношеский максимализм отдаляет подростков от родителей: «Взрослым нас не понять...» Тинейджерам трудно представить, что их строгие мамы и папы тоже были юными: и влюблялись, и чудили, и пробовали первую сигарету...

Чего делать нельзя:

быть ханжами, строить из себя людей без недостатков.

Как себя вести: открывайтесь перед детьми. С юмором рассказывайте о тех ситуациях, в которые попадали сами, когда были в их возрасте. О первой любви, о конфликтах с родителями, о своих чувствах... Сын или дочь должны понять, что вы им не враги, просто очень за них волнуетесь.

Кiлькiсть переглядiв: 72

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.